Давайте вспомним знаменитую шведскую группу «АББА» – 4 человека поющие и играющие на музыкальных инструментах – не только всемирная известность, но и огромные деньги. Во время своей творческой деятельности (с 1972 по1982 годы) «АББА» выпустила огромное число своих дисков, превышающее 350 миллионов пластинок. Выпуск и продажа альбомов «ABBA» превышала треть годового национального дохода в Швеции, уступая только доходам концерна «ВОЛЬВО». Однако все хиты шведской группы «АББА» были спеты на английском языке.
Поищем примеры поближе к нашему времени. Знаменитая и уникальная певица Сезария Эвора из Кабо-Верде с островов Зеленого Мыса выступала на сцене босиком, однако доходы от концертной деятельности Эворы формировали чуть ли не половину казны ее родины – Кабо-Верде. Сезария пела песни на португальском и даже став знаменитой, продолжала удивлять публику. На сцену она выходила босоногой в знак солидарности с бедными африканками, даже в залах северных стран и России. Сценические наряды ее были куплены в обыкновенных магазинах, отнюдь не бутиках. Она не участвовала в светской жизни и политике, не появлялась на модных тусовках, потому что после гастролей всегда возвращалась домой, в Миндело. У нее было всего две, притом недорогих, машины. И жила она в доме своих родителей – доме своего детства. Львиную долю заработанных миллионов долларов певица передавала в бюджет Кабо-Верде. Все начальное образование целой страны целиком финансировалось из ее гонораров! Какая ощутимая любовь к Родине! Представляете, доставшееся потом и кровью, – и другим. Сезария знала, что ее страна бедна и нуждается в ней. Когда тебе судьба дала столько возможностей и средств, а для настоящего счастья много не нужно – лишь друзья, дом, любимая работа и ощущение своей необходимости, не трудно делиться.
И от примеров исторических заработков можно прийти к современному прорыву в шоу-индустрии. После «Гангнем стайл» все слои населения, а не только подростки, в курсе существования южнокорейской эстрады, попросту именуемой K-pop.
По мере роста «Корейской волны» из всех профессий, связанных с творчеством, корейские певцы – те, чьи доходы растут наиболее резко.
Согласно отчету Национальной налоговой службы средний годовой доход певцов с 2010 по 2013 гг. увеличился на 72,2 процента. Тем не менее, доходы распределяются далеко не равномерно. В прошлом году журнал Forbes Korea опубликовал данные о корейских группах, зарабатывающих больше всех в отрасли. За первое полугодие ими оказались не кто иные, как «Super Junior», «Girls’ Generation», «Big Bang» и «2NE1». Все четыре группы пользуются невероятной популярностью в Азии, особенно в Японии и Китае. Эти звезды проводят большую часть времени за пределами Кореи, продвигая свои альбомы и проводя крупномасштабные турне по всей Азии.
Хотя годовые доходы каждого участника остаются неизвестными, «Super Junior» удалось заработать около 31,4 млрд. вон за первое полугодие 2014 г., за ними идут «Girls’ Generation» с 30,3 млрд. вон. «Big Bang» с 29.4 млрд. вон и, наконец 2NE1 с доходом около 27,5 млрд.вон (текущий курс: 1 доллар США (USD) равняется 1 193.08 вона (KRW).
В течение первых 9 месяцев 2014 года три основные К-Поп агентства (которые, как известно, получают львиную долю доходов своих артистов): SM Entertainment, YG Entertainment и JYP Entertainment – получили рекордные доходы. И, как показывают прогнозы, эти рекорды им еще предстоит побить в будущем.
Главная роль в создании групп у агентств и продюсеров, у артистов, по крайней мере, в начале их карьеры, права голоса в этом вопросе нет вообще. В общем, корейские группы создаются в основном искусственно, сверху, в то время как на Западе это до сих пор часто идет снизу, от артистов, как это и было в случае с «Битлами», которые самостоятельно организовались и стали выступать как группа. И «Роллинги», и «Машина Времени» создавались таким же образом. Продюсеры, финансовые директоры, агентства и лейблы подключаются позже, если видят в группе потенциал. Отношения внутри корейской группы это отношения членов одного коллектива, а то, что внешнее управление группой по-прежнему за агентством, это просто корейская специфика. Писали о том, что звезда Сьюз свои гонорары за участие в рекламах в размере около 10 миллионов долларов по условиям контракта была вынуждена отдать в общий котел своей группы, хотя остальные участницы группы за аналогичную деятельность получили кто 200, а кто и всего 100 тыс. долларов. Вы можете представить себе, чтобы Мадонна свои гонорары за рекламу (в которой она снималась одна) стала бы делить на всех музыкантов, приглашенных участвовать в ее гастролях по миру. Зарплату или процент от выручки за гастроли – это одно, а то, что она сама заработала, снимаясь в рекламах, это другое, это только ее. Или например, не так масштабно как у Сьюз, но тоже показательно об отношениях: L зарабатывает больше всего денег в группе INFINITE. УХён сказал: «L постоянно покупает еду сотрудникам, потому что он получает самую высокую прибыль». Утопическими идеалами вдруг повеяло от таких поступков. Помните, идеалисты Сен-Симон и Фурье, все эти «Вставайте граф, вас ждут великие дела»? Давно я не встречала слов из моего личного детства. Эгалитарность вдруг в статье про поп-исполнителя. Эгалите, фратерните – равенство, братство – эти слова почти не встречаются сейчас в том контексте , который был в книгах моего детства, а фриволите встречается вообще как название вида кружев. В книгах о Великой Французской революции были эти слова, еще были другие: термидор, фруктидор, Конвент, якобинцы, роялисты, Вандея. Книг по Великой французской революции было больше, чем по Великой Октябрьской, во всяком случае, у меня так было.
Но тогда в возрасте 12 лет я никаких мыслей по поводу идеи не имела, я только запоем читала и плакала, и плакала. Мне всех было жалко – и напудренных маркиз, и несгибаемых якобинцев – страшное слово гильотина уравняло их в моих слезах.
Сейчас вот глянула в Яндексе: интерес к этой революции у народа устойчивый, но какой-то гербарный что ли, слово не подберу, все бережно расправляют опавшие и засохшие 200 лет назад листики фактов.
И вот нежданное слово «эгалитарный» о живом, сегодняшнем и где – так далеко от эпохи и Европы. Удивительная страна Корея – обе ее половинки продолжают дело Великой Французской революции, просто разных ее течений – фельяны, жирондисты в Южной и якобинцы в Северной Корее. Сейчас небольшой отрывочек, который меня так всколыхнул: «Если внимательно посмотреть клип PSY, выясняется, что его герой только мечтает о «стиле Каннама». Вместо детской песочницы ему мнится конюшня с элитными жеребцами, поездка в метро и автобусе превращается в роскошную вечеринку. «В Южной Корее в высшей степени эгалитарное общество, в целом разрыв между бедными и богатыми здесь возрастает, но не так сильно, как во многих других странах», – полагает профессор сеульского Университета «Кукмин» Андрей Ланьков. Эгалитаризм затрагивает все стороны корейского общества, включая образование: если выпускники какой-то школы показывают выдающиеся результаты на экзаменах, ее немедленно расформировывают и сливают с одной из отстающих.
Даже в Советском Союзе были престижные спецшколы, которые культивировались как рассадник элитности. Никакого эгалитаризма, несмотря на развитой социализм. Дело в том, что Западная культура – культура индивидуализма. Где особо ценится выпендреж одиночки-индивида. В этой культуре становится героем тот, кто выделился из общей массы. Т.е. подтвердил свою «яркую индивидуальность». Восточная же культура – китайская, корейская, японская – культура лютого коллективизма. Где героем становится не тот, кто сильно отличается от остальных, а тот, кто максимально соответствует общественному культурному эталону. Все остальное – лишь приложение к этому «эталонству». И часто все эти успехи айдолов на ниве поп-культуры служат негласно, незаметно для людей западной культуры, именно как подтверждение тех самых «незыблемых культурных норм и правил».
Итак, корейские артисты имеют огромный успех на Западе, и очевидно, что культурные эталоны разных моделей земной цивилизации, как никогда близки. Экзотика экзотикой, но пока что бум нигерийского кино не приносит столько прибыли, как K-pop. Причем в отличие от группы «АББА», певшей на английском, корейские певцы поют на корейском, изредка выпуская альбомы на японском. Да, вот еще группу «EXO» создали в двух вариантах – корейском и китайском. Но в текстах песен есть своя специфика – есть специальные слова-цеплялки и стандартные фразы на английском. Все эти беби, туморроу, май дестини, айловью просто делают треки знакомыми и привычными для потребителя. В Южной Корее сейчас огромный интерес к психологии, и несомненно, в написании текстов со словами-цеплялками чувствуется глубокое понимание НЛП-технологий. «Халлю», то есть корейская волна, очень продумана и технологически и психологически, без знания психологии потребителя добиться таких ошеломляющих успехов невозможно. «Финансы поют романсы», а большие финансы «поют» по-корейски.
«Большие финансы «поют» по-корейски», — не сомневается Галарина и продолжает исследовать культурный феномен южнокорейской эстрады, на этот раз с точки зрения доходов для страны. При этом по ее мнению, культура страны утренней свежести — это культура лютого коллективизма.