Продолжение. Начало в № 37 (961) от 16 сентября 2015 г. газета”Истоки”
«И море, и Гомер – все движется любовью».
Итак, маленькая Южная Корея, зажатая между огромным Китаем и влиятельной Японией, не имеющая природных, территориальных и человеческих ресурсов, к тому же раненая братской междуусобицей – население психологически не хочет испытывать дионисийский восторг от бури.
Подход к обретению значимости был выбран совершенно необычный, не силовой, не физический – маленькая страна решила не завоевать мир, как Америка, не заполонить собой, как китайцы, эта страна утренней свежести решила «влюбить в себя весь мир» – то есть группа идеологов предложила концепцию и нашла поддержку.
Формируется совершенно явный аполлонический подход, тем более корни такой мыслительной схемы есть в корейской классической поэзии:
На закате стою, читаю стихи,
конца размышленьям нет.
Взглядом одним охватить могу
реки и горный хребет.
В заботах о нуждах народа покой
чиновник забыл давно.
Достоянье отшельника-рыбака —
ветер и лунный свет.
Чхве Чхивон (857–ок.915 гг.)
Именовались подобные стихи сиджо и зачастую их пели. А как известно, «страна не создавшая своей музыки – мертва». Мысль и поэзия были, осталось подобрать музыку. И тут повлиял возросший информационный поток, ни одно современное технологическое государство не может развиваться изолированно. Корейцы на редкость сервильная нация, так о них пишет Д.Е. Галковский, но я не верю, что это качество отрицательное. Иначе люди были бы не обучаемы. Каждый должен сам изобретать письменность, как индеец Секвойя? Миллионы людей идут учить азбуку, уже изобретенную кем-то. И цивилизация движется вперед, а если бы были миллионы разных письменностей? Мы все несколько сервильны, и поэтому мы – продукт предыдущего информационного витка, мы очень-очень мало создаем с нуля, несмотря на разные менталитеты. Если кто не в курсе, у корейцев еще семьдесят лет назад была репутация унылых бездельников. А японские товары в начале ХХ века считались образцом низкого качества и были источником множества шуточек насчет «у кого и откуда растут руки». Да что там – обратите внимание, как у нас на глазах made in China перестает быть знаком низкого качества, как стремительно растет репутация китайских производителей.
В культуре сознания всех народов происходят одинаковые процессы: паника, когда вместо космоса – хаос. Скученность проживания, согласно теориям этологов, формирует ряд последствий: депрессия, агрессия, ненависть к отличающимся от тебя, потому что надо выделить отдельные группы, виновных в неврозе. Что может уравновесить эту панику в современном обществе, в сознании современного человека?
Потому что адреналин адреналином, гормоны стресса – гормонами дистресса, но выбирает у современного человека сознание. И мозг выбирает разные способы – иногда успокоительным является победа над монстрами в голливудском блокбастере, а иногда перенос в мир, где нет причин для хаоса. В иллюзорном мире, создаваемом южнокорейской шоу-индустрией, нет хаоса, нет паники. Да, там могут быть не только «солнечные дни», но и дождливые, но все закономерности – часть мирового порядка. Творцы феномена Халлю хорошо понимают слова восточного поэта «Чтоб забыть о жаре – нарисую я снег на Фудзи» (Кисоку). Творцы же западного типа предпочитают взорвать солнце, чтоб забыть о жаре, или «хочешь, я убью соседей, что мешают спать». Любое произведение искусства – это мыслительная схема. Слышен ли звук в лесу, когда отсутствует слушающий? Забота о слушающем выражается у южнокорейских творцов фразой «каждый фанат – это клиент».
«И море, и Гомер – все движется любовью». Когда начала работать над темой к-поп, то дошла до уязвимости любви. Дошла до понимания фразы, которую сделала эпиграфом.
Море – это фанаты, а Гомер – творцы и все люди, являющиеся основой корейской волны. Артисты, операторы, стилисты, продюсеры, сценографы, хореографы, модельеры, сценаристы, режиссеры и менеджеры – все занятые в сфере шоу-бизнеса Южной Кореи.
Искусство всегда питается любовью, а его материальное воплощение требует ресурсов. Но в отличие от ресурсов, потраченных на военного вооружение, на распад и ужас будущего хаоса войны, ресурсы – потраченные на искусство возвращаются сторицей.
Если обратиться к истории: В 17-19 веках в Европе и Германия переживала период раздробленности, было множество королевств, графств и просто маленьких государств. Война была бессмысленна между ними в том понимании, что мы представляем. А как выделиться среди других таких же маленьких государств? Ответ: усиление покровительства наукам и искусству. Львиная доля денег шла на строительство дворцов (это вызывало потребность в художниках, строителях и ученых), инфраструктуры и так далее. Та же история была в раздробленной Италии. И Флоренция, и Генуя, и Венеция, и Парма обзавелись именно в то время теми палаццо, на которые нынче взирают с восторгом миллионы туристов. Оттуда же идут корни великолепной итальянской оперы и начало потрясающей музыки, которую мы сейчас именуем классической, лежит в маленьких государствах. Мы имеем и Баха, и Бетховена, и даже Вагнера благодаря системе маленьких государств. Тщеславие курфюстов и герцогов позволяло существовать композиторам, капеллам, оркестрам и театрам. Потому что это было не тщеславие, а необходимая часть авторитета, умение внушить уважение, а уважение помогает сохранять и преумножать, способствует стабильности и благополучию.
В маленьких государствах благополучие каждого зависит от всех, а благополучие всех зависит от каждого.
Так вот творцы Халлю уловили вопрос о душевном благополучии и прекрасно синтезировали ответ на запросы человечества на современном информационном витке. Уязвимость – это дамоклов меч, современный человек всегда в панике, он в постоянном стрессе, он раним, неважно, живет он в России, Америке, Европе, Японии, Китае, белый он или желтый, женщина он или мужчина – он испытывает стресс, смотря по новостям на жертвы терактов и стихийных бедствий, они рядом – их видишь, даже если живешь за тысячу километров и тебе ничего не угрожает. В историческую эпоху так уж сложилось – видеть дано то, что рядом, если видишь опасное, оно и для тебя опасно, так было миллионы лет эволюции. И отсюда паника, информационно человечество совершает «беспрерывный суицид». А если добавить еще экзистенциальную философию, постмодернизм и разрушительную этику и эстетику современной западной культуры? Грязный секс, грязный мат, грязные фантазии, грязные лузеры-неудачники, и будь проклято такое общество! И самая эволюционная и подвижная часть общества это всегда подростки – они идеалисты, они беспомощны и уязвимы, они максималисты и непримиримы. И они всегда хотят изменить этот мир, хоть на мгновение, хоть на секунду. И подростки – основные фанаты корейской волны – они меняют хотя бы свой внутренний мир – они выбирают K-pop, воспевающий чистую любовь, истинную дружбу, вечность и непреложность круговорота жизни. Панике и хаосу нет места. Уж так спроектирован этот корейский шоу-бизнес.
Для борьбы с паникой очень важно понимание времени. Акт творения всегда связан с остановкой времени, с выпадением из механической последовательности. Творческий акт – это космическая синхронизация – мир рухнул, но опять восстановлен. Космическая синхронизация – это практический девиз хореографов и танцоров, работающих в K-pop индустрии, движения артистов практически миллиметровой точности завораживают. И уже завораживают не только зрителей, но и других исполнителей – проводятся чемпионаты по танцам данного отдельного стиля. Гармония всех черт лица – девиз корейских пластических хирургов, все звезды халлю в разной степени подверглись косметическим операциям, но обликов Маши Распутиной и Сергея Зверева среди звезд южнокорейской эстрады не наблюдается. Работа дизайнеров и стилистов – это пластичность скульптуры и техническая выверенность архитектуры выраженная посредством одежды, причесок и грима. Задача «многомерность космоса» во всех визуальных решениях Халлю. Операторскую работу и монтаж в клипах, сериалах и кино тоже можно отнести к способам оптимального пути в поисках решения задачи. Отдельно можно рассмотреть музыку и работу сценаристов, потому что там не все так явно сразу. Музыка в Korean pop – это удивительное явление. Кому еще в голову придет соединить ежа и ужа. Глубочайшую лирику с рэпом. Хип-хоп с эстрадой. Танец солиста с вокалом квартета. Создать. Упаковать в приятную для публики оболочку. Раскрутить. Продать. И не просто продать, а создать ажиотажный спрос, захлестнувший чуть ли не треть планеты.
На сегодняшний день в Корее, как и во всем мире, музыкальной индустрией рулят лейблы. Это отлаженная технология. Начав свою работу в середине 90-х, лейблы создали идеально налаженный конвейер по производству k-pop айдолов: еще ребенком будущая мечта миллионов попадает в агентство, пройдя жесткий отбор; там его или ее обучают всему, что необходимо знать и уметь будущей звезде вселенского масштаба – утром школа, вечером хореография, пение, актерское мастерство. На выходе мы имеем бойз- и герлз-бэнды с устоявшейся иерархией лидер – макнэ (самый младший или просто милый, опекаемый участник) и разделение на танцоров/певцов/реперов и так до бесконечности.
Кто-то приходит в восторг от динамичных и прилипчивых мелодий, иные же на дух не переносят яркие танцевальные клипы и переполненные солистами типичные k-pop коллективы.
И в Великобритании, и в Америке, и в Японии есть подобные лейблы, группы, исполнители, течения. Но только поправка на идею – исполнители из страны утренней свежести должны нести корейскую культуру по миру, и они все поют на корейском (только иногда выпуская японские версии своих альбомов), добавляя немного английских слов в текст песни. И чем больше у них фанатов по миру, тем больше людей интересуется корейским языком, корейской жизнью своих кумиров, а заодно и корейской культурой. В Корее даже есть премия за продвижение Халлю по миру. Но корейские артисты очень особые люди – пожелание публики, тех подростков-максималистов, прописано в требованиях агенств – айдолы (так именуют самых популярных артистов) должны быть абсолютно святыми с безупречной репутацией. Ибо айдол принадлежит фанатам. Сохранить фанатов – ни в чем не разочаровать их – очень важно, когда каждый месяц дебютируют новые исполнители. Даже личная жизнь под запретом и строго регламентирована. Можно сказать, что негласный девиз всех табу – помни, что «шоколад лучше секса». Быть фанатом корейских айдолов психологически комфортно. Потому что они не бьют женщин в розовых кофточках, не пьянствуют, не сквернословят, не распутничают. Они не разочаровывают, потому что быть идеальными – часть их работы, не менее трудная и тяжелая часть работы, чем пение, танец и актерское мастерство. Практически сказочные эльфы, эти хрупкие брюнеты из Азии слеплены по формуле А.П. Чехова – в человеке все должно быть прекрасно.
Комментирование закрыто.