Уфимский поэт Мансур Вахитов спросил как-то риторически в своих стихах:
Воскликнет некто «азия-с!», ему ответят «ась?»
Вы вот зачем Европою, народа не спросясь?
Только вот мне было непонятно, каким образом можно народ спросить.
Но тут подоспел Интернет с миллиардным просмотром южнокорейского певца PSY, он просто оказался вершиной айсберга. Скрытый в глубинах информационных потоков айсберг перевернулся под напором корейской волны.
А зародилась эта волна уже в далеком 1997 году и доказала очередной раз, что «идея плюс деньги» может гораздо больше, чем просто «деньги».
Небольшая справка:
1) В 1997 году, когда Южную Корею вследствие непродуманного следования указаниям МВФ поразил экономический кризис, и вера в процесс индустриальной модернизации пошатнулась, в стране широко распространилось т.н. «социетальное» движение, представители которого видели путь к преодолению кризиса в привлечении инвестиций в индустрию шоу-бизнеса с ее высокими дивидендами
2) Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что ее модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего, это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети.
Конгресс, впервые проведенный в этом году, проходил под девизом «Халлю: в будущее вместе с миром», чтобы распространить действие Корейской волны, или Халлю, за пределами поп-культуры и в области традиционной культуры, одежды и современных технологий Кореи.
3) Конгресс проходил по четырем секциям: Халлю в культуре, Халлю в бизнесе, Региональная Халлю и Халлю страны. В рамках секции «Халлю в культуре» фотографии известных корейских музыкальных групп, таких как Giгls Generation, Big Bang и 2NE1, были представлены наряду с фотографиями традиционного корейского дома «ханок» и корейских блюд, включая «кимчхи».
В разделе Халлю в бизнесе глобальные компании, такие как Самсунг и Эл-Джи (LG), а также предприятия малого и среднего бизнеса, показали свою продукцию, которая продается по всему миру. В рамках секции “Региональная Халлю” 14 регионов Кореи рекламировали свои местные фестивали, в том числе Пор енский фестиваль лечебных грязей в провинции Южная Чхунчхон и Международную биеннале керамики, которая проходит в провинции Кенгидо.
5) K-pop – не только музыка, он перерос в популярную среди молодежи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям.
Итак, сейчас я резюмирую и попытаюсь сформулировать итоги своего погружения в корейскую волну – для нашей страны, для самой главной и самой любимой Родины, и для нашей современной культуры, частью которой являюсь сама, я хочу русской волны. Поэтому пристально изучаю и думаю над эффектом халлю – корейской волны, как спроектированного культурного феномена.
Для затравки маленькая история о том, может ли полная противоположность помочь своему антиподу достичь желаемого! Может ли девушка с филфака написать дипломную работу для радиотехнического факультета?
Осихандра на последнем курсе зимой настигли любовь и депрессия. Из-за любви он то ли завалил, то ли просто не пошел на экзамены и зачеты в зимнюю сессию. Его любовь, милая девочка Тэсс с филфака, всеядная всезнайка – очень удивилась весной, когда узнала, что Осихандр питает к ней безответную любовь. Удивилась слову «безответная» в его бредово-пьяном признании. Со всем пылом тела и души взялась опровергать и… «очень даже ответная» оказалась любовь, но депрессия продолжала преследовать Осихандра, ибо «институт, экзамены, сессия», напрочь заваленная сессия и несданные хвосты грозили отчислением и недопуском к защите дипломной работы. Тэсс, как всякая влюбленная девушка, до самой глубины души хотела вникать во все мелочи в жизни Осихандра. Поняв истоки депрессии, она кинулась в деканат радиотехнического, узнала про необходимые предметы и дисциплины, узнала имена всех преподавателей, встретилась с ними, обаяла их и выяснила условия сдачи хвостов, где и что надо сдать, где реферат написать, где лабораторки решить. Короче в час икс она силком поволокла Осихандра на учебу. Он упирался, ей пришлось зарыдать, встать на колени – в общем, давить на эмоции. Продавила, он снизошел, сдвинулся с места, ему было очень стыдно – ведь это происходило в учебной части и, поскольку на радиотехническом не училось ни одной девушки, – драматическая сцена привлекла колоссальное внимание сокурсников и их ехидные реплики: «Бросай ты этого губошлепа, ты такая красотка, пошли с нами – выберешь любого». Это его задело за живое, он вошел в аудиторию и благополучно сдал заботливо подготовленный и распечатанный девушкой реферат, и за 5 секунд получил зачет, и напутствие не доводить до слез свою милую. Дальше – легче, без надрыва сдали лабораторки, ну подождала она его часа 4, пока он их решал. И дело пошло, отчасти может быть, потому что она его везде сопровождала, а так то, он и сам умный был. Сессию завершили – допуск получили, где-то к майским праздникам. Радовались, но недолго, или вообще не радовались. Только Тэсс радовалась, а Осихандр вдруг опять упал в депрессию: «Мол ты меня перед всеми опозорила, унизила, выпендрилась, продемонстрировала, что я никчемный». И вместо, того чтобы писать дипломную работу, пил пиво с утра, терзал бас-гитару, или обычную гитару. Когда они встречались бывал пьян и груб, как сотня троллей. У Тесс были свои дела – она написала чудную курсовую по фразеологии (поставили зачем-то только 4) и отличную работу по МХК «Шонберг и Стравинский». И Шонберга, и Стравинского они послушали вместе, хотя оба любили Дюка Эллингтона. Хоть что-то у них совпадало. В общем, Тэсс разгрузилась со своей учебой и приехала на все майские праздники к любимому с ночевками. Она бдительно поинтересовалась, когда его предзащита и не надо ли вычитать грамматические ошибки в его дипломной работе. Он по пьяни ответил много и нецензурно, где он видел этот диплом. Как вы думаете, что произошло дальше? Конечно, она начала убеждать его, какой он умный, талантливый и в качестве демонстрации его же ума задавала ему наводящие вопросы: «А что такое триггер, а что такое цепи сопротивления или сгорания?». Дипломная работа называлась примерно так «Триггерная защита цепей сгорания» ну или сопротивления, точные детали уже ст ерлись. К тому времени, как кончилось пиво и альбом Дюка Эллингтона, у всезнайки Тэсс уже был необходимый минимум познаний о том, какие сведения и где искать. Осихандр заснул, а она нет – неуемная девчонка села писать черновик диплома. Утром она продемонстрировала ему труды своей бессонной ночи, и получила ноль внимания и фунт презрения: «Еще же чертежи нужны и схемы». «Какие?» – бестрепетно и настырно спросила Тесс. Он ткнул пальцем в развороты учебника, и ушел за пивом. Она поспала немного до обеда, проснулась, взяла ватман и стала чертить, копируя указанные схемы. Пришел Осихандр с пивом и наорал на нее, что она все неправильно сделала – что и значения то в техзадании диплома другие, чем в учебнике, соответственно и схемы меняются. Исчиркал весь ее чертеж. В одиннадцать ночи он закончил пить пиво и начал объяснять, какая она тупая и ничего не шарит в радиоэлектронике, физике и электротехнике. Она села за новый чертеж. В четыре утра он проснулся – подошел к ней и, посмотрев на то, что у нее получилось, вздрогнул: «В принципе верно все, только очень криво и грязно, откуда ты все знаешь?» Она показала ему первый, весь исчерканный его пометками чертеж. Тут он возгордился собой и своим умом, мол, даже пьяный, я круто соображаю. Она им восхитилась еще раз, и они пошли спать вместе – было 5 утра. На следующий день он сел чертить и писать диплом сам, в ее болванку из общих мест добавил решения и расчеты, необходимые по техзаданию. Диплом защитил, но перед ней не извинился, и в голову не пришло, конечно, может быть, не поэтому они через год расстались. Но «не бывает любви, которая ничего не значит». Вся эта история имела неожиданное продолжение – через 15 лет такая вся филологическая и гуманитарная Тэсс писала свой диплом на тему «Основные принципы условий техзадания при написании баз данных» по специальности «Информационные технологии».
И могу, предположить, что любовь к корейской эстраде, известной как K-pop и корейским сериалам, именуемым дорамы, взялась не из ниоткуда и уже изменяет что-то в фанатах Халлю. А с каждым днем их количество увеличивается лавинообразно. В том числе и в нашей стране, Америку и Европу накрыло корейской волной гораздо раньше.
Европа, обломавшись о свой индивидуализм и мораль героев-завоевателей, практически перешла к философии буддизма, свойственной ряду стран ЮВА, всегда отличавшихся перенаселением. Они (а вовсе не европейцы) первыми придумали удобный способ жить комфортно в условиях перенаселения – обоюдную толерантность.
Россия же – по сути, ранее аграрная страна – только последние 100 лет пошла по пути мощного притока населения в города. Населения с деревенским менталитетом! В городской котел! А это вам не шутка. Российский менталитет – по сути, кипящий котел из раздраженных фермеров без земли, стоящих в пробке.
Учитывая, что населения городов в России растет, и продолжает расти, мы сейчас имеем весь набор менталитета городов предвоенной Германии: агрессия, тоталитарность, раздражение, ненависть к другим нациям, ненависть к другим воззрениям.
При этом мы генетически привыкли к большим территориям и своей хате посреди поля, и потому чужой для нас всегда опасность. В толпе нам не комфортно – опасно. Жить так всегда – невроз. Спросили дорогу? Да пошел ты на ..! Заехал на мой участок? Туда же. Мы повторяем судьбу Германии 30-х годов, только масштабней, злее и еще скученней. Короче, жесть, господа.
Наш менталитет по сути переходный, мы пытаемся жить по-прежнему в новых условиях точечной застройки. Когда-нибудь мы станем добрей и терпимей, нам придется это сделать!
Европейская реклама, да и европейское искусство, говорят, делай что угодно «не дай себе засохнуть». Дионисийское разрушительное начало преобладает в концепциях современного искусства. «Бешеные псы» (Америка) помогают спустить адреналин, но не содействуют выработке серотонина, гормона счастья. В Европе и Америке вульгаризировали созерцание. В последние годы было очень трудно найти в кино, да и в клипах популярных исполнителей, что-то, после чего осталось бы ощущение свежести, обновления. Все пытаются шокировать зрителя – хоть чем-нибудь, хоть костюмом из сырого мяса, но шокировать. Все хотят популярности, рейтингов, успеха, а ведь все это – лишь следствие любви. Любви публики. Любовь – первооснова или причина.
А ведь в любой кулинарной книге есть причина соблюдения рецептов – если хотите получить данный вкус. Когда разные ингредиенты создают общий вкус важно соблюдение пропорций, определенная посуда, температура, последовательность и время приготовления.
Когда-то в концепциях искусства было и аполлоническое начало, и оно вовсе не чуждо современному западному человеку, но это желание гармонии не исчисляется валовым национальным продуктом на душу населения. Материализм так сильно утвердился в разумах творцов массовой индустрии, что понятие гармонии исчезло как критерий оценки. Западная манера восприятия оценочна, если эта категория не оценивается по шкале – она выпадает. Восточная манера восприятия ритуальна – чайная церемония, это атмосфера, а не сорт чая и стоимость сервиза. А атмосфера достигается пониманием того, что чайная церемония – это символ бракосочетания неба и земли. Задача «небо оплодотворяет землю», если ее ставить перед собой, то сознание находит путь – появляется ритуал чайной церемонии.
Продолжение следует…
«Чувство любви» — это только фигура речи такая. Никакого чувства любви не существует. А если кто-то твердо верит, что у него внутри есть специальная лампочка, которая загорается, когда
170. Верность в любви – это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны – и не бывают, старики хотели бы изменить, но где уж им