Уже стало традицией в день российского кино проводить в кинотеатре «Родина» показ фильмов местных кинематографистов. В этот раз показ состоял целиком из премьер, может быть, потому что этот год юбилейный – Башкирской киностудии 25 лет. Долгожданный юбилей не выглядел, как пафосный юбилей, а проходил как праздник единомышленников и соратников.
Зрители, пришедшие на ночь башкирского кино, увидели три мультипликационных фильма, один документальный и три короткометражных художественных фильма.
Показ открылся работой Айгуль Байрамгуловой «Приключения Урала и Шульгена» – красочная пластилиновая анимация для самых юных зрителей. Кстати, в создании этого мультика принимали участие и ребятишки, занимающиеся в художественной студии «Ай». А в озвучке, в песне за кадром, можно услышать голос режиссера Тансулпан Буракаевой – вот так неожиданно творческие люди умудряются быть талантливы во многом.
Второй мультипликационный фильм был рисованный «Как появились ЛУНА и Уральские горы» – режиссер Рим Шарафутдинов экранизировал башкирскую легенду. По восприятию этот мультфильм уже для ребятишек постарше.
Третий мультипликационный фильм «Супер 8» тоже Рима Шарафутдинова – можно назвать самым «ошарашивающим» из всех семи премьерных фильмов. Это фантасмагория и сюрреализм, это смысловая петарда, которая нужна для разрыва изношенных шаблонов, по которым живет творческая провинция. Фильм уместный или даже рядовой, где-нибудь на «Берлинале», на европейском фестивале, и совершенно выбивающийся из ряда работ башкирской кинематографической среды. Пересказать невозможно, это надо видеть.
После мультипликации показали документальный фильм Вилюры Исяндавлетовой «Таубе» (Покаяние). Тема интересная – интеграция человека, долго изолированного от социума, обратно в реальную жизнь. Сейчас довольно много материалов и в печати, и на телевидении о путях культурной интеграции детдомовцев, инвалидов. А режиссеру этого фильма удалось найти редкого героя – бывшего заключенного, ставшего имамом. Мне кажется, что тема была обозначена, но не раскрыта. Хотя посылки к ее раскрытию – в словах главного героя: «Жизнь на воле начинается еще в тюрьме. Ты думаешь – чем ты займешься, мечтаешь, что будешь делать». Поскольку у многих заключенных – в силу ограниченного использования человеческого духовного потенциала – мечты очень убогие, то и по выходу из мест заключения они находят с кем вместе опуститься на дно. Но благодаря работе духовных наставников – как мусульманских, так и православных – у некоторых заключенных, получивших возможность религиозного просвещения, открылся духовный путь, изменились мечты, появились другие мысли. У главного героя оказалась недюжинная сила воли. Он смог в одиночку построить минарет к начатой строиться и заброшенной сельчанами мечети. Подвиг трудовой, меняет не только судьбу героя, но смысл жизни людей вокруг него. Мечеть достроили. «В селе теперь нет ни клубов, ни комсомола, ни партии. Зато есть самогон, хотя каждый поднимает стакан за счастье и здоровье, но к счастью и здоровью – это никого не привело» – горькие слова умудренного имама. Ему есть что сказать людям, которые придут к нему за духовной опорой. Вера вернула его в реальность, хотя традиционно религия уводит людей от мира сего.
Короткометражный художественный фильм Тансулпан Буракаевой «Два соседа» можно отнести к жанру анекдота: что-то легкое, водевильное в сюжете и в главных героях, и в антураже. Фильм убедительно демонстрирует то, как изменилась скорость жизни в наше время по сравнению с позапрошлым веком. Но настолько ли сильно мы, современные люди, сами изменились? Вздорные раздоры по всякой мелочи по-прежнему стабильно вспыхивают в нашей жизни, поэтому аудитория узнавала себя и бурно радовалась.
«Три письма» режиссера Руслана Юлтаева – очень традиционно, добротно снятый фильм по вечному сюжету со времен Гомера. О женщинах, ждущих воинов. В России – эпическую вечность обрела Великая Отечественная Война. Женщины в тылу, мужчины на фронте. Приходят и письма, и похоронки. Вроде много раз все это было показано и написано, и прочитано, и просмотрено, но все равно слезы набегают на глаза – родовая судьба, родовая травма моего народа. Очень хорошие актрисы – замечательный женский ансамбль на экране. И совершенно мужская съемочная команда, представленная зрителям после фильма. Эти мужественные парни сняли чувствительный, сентиментальный, емкий фильм о женских чувствах.
А другие мужественные парни сняли зажигательную и заводную комедию «Пилорама». Режиссер Айнур Аскаров обратился к типичной деревенской комедии про вредную бабу и забитого мужичка. И неожиданно решил эту тему в ключе черного юмора. Но некоторые вещи не нужно пересказывать, а нужно ходить на показы местного кино. Могу засвидетельствовать, что все больше народу это понимает, и оба зала кинотеатра «Родина» в ночь башкирского кино были заполнены битком. И что еще радует – эти премьерные фильмы будут демонстрироваться целую неделю в кинотеатре. А то ведь раньше, если не попал на премьеру, то их и не увидишь вовсе.
Постепенно протаптывается тропинка от местного кинопроизводителя к местному зрителю. И все больше становится людей, которые могут отметить возрастающее качество наших фильмов, пусть пока и короткометражных.
В марте 1944 года состоялась премьера первого башкирского балета « Журавлиная песнь », музыка Л. Степанова и З. Исмагилова