15 сентября, 2021
Был тихий золотистый вечер шестого сентября, я шла по улице и думала о гармонических совпадениях образов. Делала селфи с «милой медведицей на фоне Эйфелевой башни», автор картины сказала «А вы похожи». Да, конечно у меня тоже есть такая фоточка в свадебном альбоме – мы на фоне фотошопной Эйфелевой башни. Настоящий художник улавливает вибрации незримого.
Когда открывали мини-выставку, говорили разные речи – о камерности, о ламповости, о том, какой очаровательный художник Ольга Фролова. Говорили умно, иногда витиевато. Оля сама говорила мало, и, увидев меня, произнесла: «О, вы из нашей прошлой беседы написали роман в трех частях». Из этой получится только маленькая заметка.
Я разглядывала чайники, подсолнухи, китайские врата, поля и, конечно, милых мишек, которые мы уже давно называем «ми-ми-мишками». Чувствовала волны умиротворения. Кто-то у банкетного стола произнес «Хюгге, это фроловское хюгге. Вы знаете, когда-то в Дании был у населения самый высокий процент депрессии в Европе. И датчане думали, что с этим делать. Стали рекомендовать для профилактики окружать себя уютными вещами. Всякими ковриками, бабушкиными салфетками и тряпичными домоткаными ковриками, вручную вязанными свитерами, лампами с абажурами, милыми картиночками, мебелью натурального дерева с плавными обводами. Ещё много элементов входит в понятие «хюгге». Мягкий свет, неспешное чаепитие. Самодельные игрушки. Что-то сделанное вручную. Домашнее варенье в этих баночках с бумажкой вокруг крышки, подвязанной верёвочкой. Вещи, которые рассеивают давление скоростного ритма огромных городов и погружают нас в атмосферу неспешности, тепла и уюта. Картины Ольги именно такие. А датчане, благодаря созданной ими моде на хюгге, выкарабкались из списка депрессивных народов».
Вот я тоже, глядя на картины Ольги, словно попадаю в круг света лампы с оранжевым абажуром, знаете, такие с бахромой были у наших бабушек; лампа эта на пузатом комоде, я на кресле-качалке и рядом, на овальном столике с гнутыми ножками стоит чайная пара, баночка с вареньем из райских яблочек. А вы помните, что варенье варят из райских яблочек обязательно с черешками и вишнёвым листом. И очень медленно надо это делать – подготовить сироп, в него, в горячий положить наколотые яблочки, как закипит – выключить сразу, остудить, снова до кипения довести потом. И так три раза. В последний раз положить вишневый лист. Обычно два дня занимает варка такого варенья. Надо быть терпеливым и не переварить яблочки, иначе потеряют форму. В этом году я наконец-то спустя два десятка лет сделала две крошечные баночки этого варенья. Хотя ранетка у меня на даче всегда ломится от плодов, но никто же не ест это домашнее варенье в мире полном «сникерсов и орио». Сделала ради процесса, ради воспоминаний про другие времена и сады – сад моей первой учительницы, сад моей верующей тети Поли, сад моей мамы при сгоревшем доме, сады, которые поднялись в моей душе и окутали меня яблочным теплом. И то про вишневый лист забыла. А одну баночку я подарила башкирской подруге, она не умеет варить варенье из райских яблочек и даже никогда о нем не слышала, после прислала эсэмэс: «Варенье было вкусненькое».
Ольга же в своих картинах тоже дарит вкус того уютного мира, который был и сейчас возможен (датчане доказали) и который нам так нужен в эпоху острых углов, пластиковых поверхностей и скоростного интернета. Маленькие картинки, написанные этой зимой, в эпоху пандемии, как защитный круг добрых мыслей, как оберег внутреннего света, как напоминание о давних фотоальбомах. Как путеводная лампа, которая всегда горела перед сном у нашей кровати в детстве, и синие и розовые рыбки плавали по потолку. Да, именно тот розовый и синий вечер наступит за янтарным закатом. Я, наконец, на третий раз побывав на выставке Фроловой, поймала мысль о том, что навевает колорит её картин. Время обретает цвет и чистое чувство доброты этого мира. А художник, как огромный радар, улавливает эти частицы и аккумулирует в своих картинах. Получаются запасы очарования и уюта. Если вам надо их пополнить, то добро пожаловать в мир Ольги Фроловой.
Была на открытии такой маленькой выставки художницы Ольги Фроловой «Вечер встретим» в холле второго этажа того корпуса библиотеки Заки Валиди, что находится в Уфе, на ул. Октябрьской Революции, 10.
Автор:ГАЛАРИНА
Комментирование закрыто.