Статья опубликована в еженедельнике “Истоки” http://istoki-rb.ru/detail.php?article=4437&sphrase_id=504211&
Киргизское кино, триумф операторской школы и явление духа.
На свете есть разное кино : голливудское, индийское, французское, японское. Были когда то грузинское кино и итальянское – итальянский неореализм, были – не значит, что теперь в этих странах не снимают кино, снимают, но такое же, как везде. Хорошее и плохое, но какой то характерной особенностью в нынешнее время оно не обладает. Из стран участниц приславших свои фильмы на первый международный фестиваль национального и этнического кино «Акбузат» отличилась Киргизия. Киргизы привез ли четыре фильма и увезли пять призов.
«Переваливший через века народ» режиссёра Марсбека Бузурманкулов один из четырёх фильмов привезённых киргизской делегацией, первый из тех который я увидела из двух киргизских документальных . Единственный из киргизских – оставшийся без приза. Но впечатление производит грандиозное и запечатлённой красотой, и историей одного из киргизских родов отделившегося сотню лет назад и потерянного с тех пор в горах Афганистана. Люди живут там, на высоте в 4000 километров в состоянии средневековья. Впечатление производит, и труд автора добраться до этих высокогорий невероятно трудно. Девять дней на машине ,три дня пешком, и не просто пешком , а по-альпинистски и всё пришлось буквально тащить на себе . Красота картинки невероятная , девушки в алых платьях, как маки на картинах импрессионистов. И национальные костюмы и животные, и пейзажи и лица невероятны. Машина времени в действии. Зрители заброшены в другую эпоху, где девочки не ходят в школу, зато никаких нет на них джинсов, мальчики в школе учат наизусть строчки на чужом языке и даже не знают о чём эти строчки. Взрослые не могут и не умеют, и не знают многого , привычного нам – писать и читать, например. Контейнер, с медицинской помощью присланный когда-то, остался невостребованной рухлядью с нетронутыми лекарствами и медицинскими средствами, нет никого, кто мог бы понять, как это используется. А красота и простодушие по контрасту ошеломляют. Сильнейший этнографический материал. И мужественный подвиг режиссёра, который поехал в экспедицию на свои средства. Узнал о этих потерянных среди гор , загорелся , и преодолел невероятное число трудностей не зря. Окно в минувшую цивилизацию удалось открыть Марсбеку Курманкулову своим фильмом.
Киргизский режиссер Марсбек Бузурманкулов снимал без генераторов там, где никакие машины не проедут, и даже лошади не пройдут, на высоте в 4000 километров над уровнем моря. Создателю документального фильма «Переваливший через века народ» можно было бы присудить звание «самого упорного и выносливого пользователя современной портативной видеотехники.
Неудивительно когда молодые режиссёры снимают современное кино. Удивительно когда современное кино снимают взрослые режиссёры. Очень редки случаи когда творец является великолепным аналитиком. Этот редкий и прекрасный случай из себя и представляет режиссер Тынай Ибрагимов. Он работает уже много лет на «Киргизтелефильме», в кино пришел ассистентом оператора около 40 лет назад. У нас случилась очень содержательная беседа о том, как воплотить идею, как строится сюжет фильма, какое значение для усиления впечатления имеет монтаж, чем надо руководствоваться при создании эмоциональной линии фильма. Тынай имеет огромный опыт операторской работы, в кино за четыре десятка лет он прошёл все профессии и стадии создания фильмов. Для чёткого и стремительного документального фильма «Тринадцатый» сюжет родился из съёмок районных скачек, их в Киргизии называют «байга» и проводят по праздникам. Мальчик в майке под номером 13 неоднократно участвует в скачках, выигрывает. Дом и семья с 5 детьми, папа и старший сын увлечены лошадьми, мама мудрая и всё стоически переносящая, младший сын – прирождённый брейкер, отлично танцует , дочь вся в современной технике, её жизнь внутри гаджетов. Режиссер признался, что даже не мог решить про кого из членов семьи сделать фильм. Настолько все были интересны. А фильм получился о дружбе мальчика и лошади. Лошади – они умные, они все помнят, на предыдущей скачке пришел вторым, и очень хотел победить не только маленький хозяин, но и конь. Он победил, пересек первым финишную черту и упал замертво. Отдал за победу всё и свою лошадиную молодую жизнь. Зрители за время фильма за 25 минут успели проникнуться жизнью этой современной киргизской семьи и плакали в зале вместе с мальчиком в майке под номером 13 на экране. Тынай Ибрагимов закономерно получил приз «За лучший сценарий в документальном фильме».
В киргизском кино сложилась великолепная операторская школа – три приза. Два «за лучшую операторскую работу» в игровом короткометражном фильме «Перегон» Руслана Акуна получил оператор Талант Ургазиев ( редкое совпадение имени и дарования) и в игровом полнометражном « Жаужурек мын бала» казахского режиссера был приглашённый киргизский оператор Хасан Кыдыралиев. А приз имени Гильвана Амирова «за операторское искусство» получил великолепный Мурат Алиев за эпический и зрелищный фильм «Курманджан Датка».
Этот фестиваль оказался ярким триумфом сложившейся операторской школы. Но предполагаю , следующим триумфом киргизов будет триумф сценарной киношколы. Таково моё мнение после общения с блистательным оратором Бакытбеком Турдубаевым, который стянул на себя всю пресс-конференцию – просто и доступно рассказывая, как эффективно обустроить отбор и выращивание сильных молодых профессионалов в современном кино, если государство не может это в достаточной мере финансировать.
Курманджан Датка – это личное имя последней правительницы киргизов перед присоединением к Российской империи. «Курманджан Датка» полнометражный фильм режиссёра Садык Шер-Нияза, который длится 134 минуты наполненный невероятной красотой костюмов,. Людей, лошадей и горных пейзажей. Сегодня и сейчас это вершина айсберга под названием киргизское кино. Фильм шёл в Кыргызстане в прокате три месяца, собирая полные залы. В данный момент он идёт в прокате в Америке. Претендует быть выдвинутым на «Оскара». Именно потому и его режиссер сейчас находится в Америке, а на фестиваль в Уфу приехали автор сценария Бакытбек Турдубаев и режиссёр монтажа Элдияр Мадакимов. Переговоры о прокатной судьбе в России ведутся
Монументальная кинокартина « Курманджан Датка»(Королева гор) получила кроме приза за операторское искусство ещё один «За яркое художественное отражение истории народа» .
И не зря именно такая формулировку , потому что это был единственный фильм из шедших на кинофестивале , который удостоился паломничества собственного народа. Не было паломничества армянской диаспоры на фильм» Доктор» Анны Гороян, не было нашествия азербайджанской диаспоры на фильм « Степняк»Шамиля Алиева, а это очень сильный фильм об одиночестве и внутреннем мире. Не видела осетинских зрителей на поэтичном и музыкальном фильме «Рудник» Мурада Джусоева.
А вот киргизы в большом количестве пришли посмотреть на свою королеву гор. Изумившись количеству девушек, некоторых в красивых национальных костюмах, завела с ними разговор, что они знают о жизни « алайской царицы», сказали что они читают про неё в своих киргизских учебниках истории в 6 классе. Девушка по имени Мизур участвовала в конкурсе рисунка и рисовала Курманджан, но никакого личного мнения о ней не имела. И я увидела как фильм создал это мнение. В этом фильме одинаково сильно цепляет и уникальный шанс о различиях народов и возможность понять, как люди похожи.
После распада распада СССР образовалось много маленьких ничем не примечательных, кроме этнического своеобразия и экономической слабости государств. Как выделится среди других таких же маленьких государств? Как сохранить и преумножить своё уникальное, как быть интересными своему подрастающему на общемировых стандартах юному поколению? Киргизское кино даёт намек на рецепт. В небольших странах, в маленьких людских сообществах, где голос каждого может быть донесен до правительства важно иметь своё искусство, чтобы сохранить душу народа оно жизненно необходимо. В больших государствах где затруднен процесс участия большого количества людей в делах страны голос подрастающего поколения может значить очень много. Королева гор думала о судьбе своего народа, собирала разобщённые рода , посвятила этому свою жизнь, заплатила за это смертью своих сыновей. Кинокартина о ней продолжает дело её жизни сохранить, не дать раствориться киргизскому этносу среди гула общемировой информации обрести свою нишу и внимание людей во всем мире. И удивление и восхищение. И вновь открытие – что большое кино может делать не только за огромные деньги и не только в Голливуде
Рай на земле определяет не количество денег, необходимых для его построение. И в общем то рай – это совпадение эмоции и обстоятельств, не мешающих эту эмоцию проявить .
Во время участия в Монреальском кинофестивале фильм получил широкое освещение в канадской прессе. Фильм был назван лучшим по мнению кинокритиков кинофестиваля и попал в список лучших киноработ 2014 года
Киргизы в большинстве являются мусульманами- суннитами . До принятия ислама и буддизма исповедовали тенгрианство , остатки культа Неба сохраняются и в XXI веке
Фильм “Курманжан Датка” был отобран для показа как лента категории “А” в секции “Фокус на мировое кино” на Монреальском международном кинофестивале, который пройдет с 21 августа по 1 сентября.
Фильм “Курманжан Датка” был отобран для показа как лента категории “А” в секции “Фокус на мировое кино” на Монреальском международном кинофестивале, который пройдет с 21 августа по 1 сентября.