В природе все циклично – одни фазы сменяют другие – цветение, плодоношение, увядание, отдых и опять цветение… Человеческое сознание тоже следует этим путем. Каждые несколько лет мода возвращается, но не буквально и подробно, а некими деталями и принтами, заимствованными из былого, обозначает себя на современных тканях в других, свежих тонах новой эпохи.
Винтажная же вещь может быть лишь штрихом в современном комплекте. Вы можете взять кружевные митенки прабабушки и вызвать одобрительное внимание у окружающих модниц своим шикарным стилем, но если вы целиком оденетесь в вещи, пролежавшие в кладовой последние полвека и пойдете так разгуливать – ни эстеты, ни соседи, ни случайные встречные не смогут восхититься тем как это круто. Только историки радостно попытаются датировать годы жизни первоначального владельца по году выпуска ботинок фабрики «Скороход». А представьте, что кто то мог бы в наши дни запустить производство тех неудобных кондовых “Скороходов”, этой радости историка? Да, он разорится вмиг.
А вот историки искусства, то бишь искусствоведы, могут и с радостью запускают производство «устарел». И втюхивают, как, мол, круто-то и современно. Теперь в нашем городе есть машина времени от искусствоведов – открылась аллея скульптур, посвященная тенденциям искусства 60-х годов прошлого века. Абсурдизм, царивший на подмостках европейских театров в 50-60 годы миновал советский идеологизированный театр. После распада СССР театр попытался наверстать пропущенный этап, но система госфинансирования распадалась, чтобы выжить, нужны были кассовые спектакли, то есть понятные и близкие зрителю. Победил в нынешней России документальный и психологический театр, в зависимости от дарования и склонности режиссеров он смог стать и зрелищным и коммерческим. На мхатовские «Белую гвардию» и «Гамлета» даже по три тысячи билеты раскупаются.
А скульптуре не повезло – она изначально безбилетна, и мнение рядового зрителя не влияет на баланс популярности в этой отрасли. В Уфе лет пятнадцать уже выставлена аллея авангардных скульптур местного розлива вдоль улицы Революционной в промежутке от Цюрупы до Ленина. Как раз в то время загнулись попытки авангардного театра. А скульптуры остались, по ним успешно лазили дети, они примелькались и стали частью ландшафта – белые валуны в зеленой траве. Но подросло новое племя непуганых историков искусства и решило повторить «тех же щей, но погуще влей». Для густоты и навару пригласили скульпторов со всего мира, камни взяли покрупнее, место застолбили поцентральнее. И третьего августа мы наблюдали запуск новой машины времени «назад в европейский авангард». Изумленные зрители бродили среди окаменелостей, обмениваясь анекдотами про современное искусство: «Если можно обойти кругом, то скульптура, а если висит на стене, то картина». Организаторы хвалили друг друга изо всех сил, оно и понятно: чем непонятнее объект финансирования, тем труднее понять нецелесообразность траты средств. Можно всякому вопрошающему дать отлуп «как можно оценить высокое искусство мирового уровня, не будучи искусствоведом, куда вы со свинячьим рылом, да в калашный ряд». Весь этот обряд камлания у микрофона причастных к высокому искусству, напомнил о дореволюционных зазывалах-шпрехшталмейстерах цирков эпохи Ивана Поддубного, что приезжая в каждый захудалый городок проводили мировые чемпионаты по греко-римской борьбе. Хотя и на этих цирковых чемпионатах встречались настоящие богатыри. Так и среди скульпторов проявил пластический талант болгарин Камен Танев, очень жаль что его «Аполлон» лишь намек на то, как он мог быть прекрасен, будучи не только частью торса, а полным изображением древнегреческого бога, настоящим покровителем воплощенной гармонии. Но гармония получилась усеченной, а в большинстве каменных загогулин ее и не предполагалось. Разрушение гармонии – и есть основной мотив авангардного, как художественной тенденции. Когда-то было еще такое определение авангардизма – «радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией для создания принципиально нового в искусстве», но за истекшие полвека это течение явно перестало быть принципиально новым. Пора уже отказаться подавать произведения выполненные сейчас в манере авангардизма под соусом «принципиально новый», потому что свеженький парад скульптур перед библиотекой Заки Валиди уже принципиально старый.
http://istoki-rb.ru/index.php?article=5161
Комментирование закрыто.