Обзор конкурсной программы документальных фильмов на фестивале “Акбузат”

Статья опубликована в еженедельнике “Истоки” http://istoki-rb.ru/detail.php?article=4423&sphrase_id=504199&

Фестиваль национального и этнического кино. Что это такое? Можно было узнать,  посетив бесплатный просмотр документальных фильмов в кинотеатре «Родина» 27 и 28 ноября, или посетив тоже бесплатный просмотр художественных фильмов в Доме Актёра 27,28 и 29 ноября.

Именно в эти дни там проходил первый международный кинофестиваль «Акбузат». Поскольку он был первый, то был не слишком широко известен публике. Когда утром в 9 часов 27 ноября пришла в кинотеатр «Родина» то совсем было мало народу – режиссёры фильмов представленных в программе, устроители фестиваля с волонтёрами-помощниками да представители  различных СМИ. Практически ещё не войдя в здание на ступеньках крыльца начала общение со съёмочной  командой БСТ. Они слепили симулякр репортажа, посмотрев пару минут фильма, выцепив режиссёра на общие фразы « как вам замечательно у нас в Уфе» и попросив сымитировать  заполнение талона зрительского голосования. В последние годы полнокровного освещения событий от телевидения я и не жду, ибо все новостные репортажи это имитация, сами события телевизионщиков не интересуют , а если автору новости неинтересно , то как он может сделать хороший сюжет.

Документальная программа фестиваля сразу зацепила меня даже просто названиями фильмов. И в последние годы игровому кино, даже мировых масштабов не хватает искренности и жизненности. Это шоу и аттракцион впечатлений сиюминутных, через полчаса не вспомнишь  о чём фильм. «Чужие сны – пустое дело».

Первый фильм был  «Голос моего отца» режиссёра Насура Юрушбаева страна Германия. Сюжет удивительный  в германии сохранились восковые валики с голосами военнопленных первой мировой войны. Показаны эти архивы фонографических данных. Это звучащие словари языков разных народов. В том числе и башкирского и татарского. Режиссеру удалось выяснить судьбу военнопленного татарина и разыскать в Татарстане его 89летнюю дочь. Дать ей прослушать отца, чей голос был записан на восковой валик, чуть ли не столетие назад. Сам владелец голоса благополучно вернулся из плена в 1919 году , учительствовал, женился  и был репрессирован в 1937, расстрелян в 1938 и реабилитирован в 1990м году. А его голос , записанный вместе с сотнями других голосов на восковые валики бережно хранился все эти десятки лет. Пока наш бывший земляк Насур Юрушбаев, с 1989 года проживающий в Германии не прочёл книгу, где рассказывалось об этом проекте записи голосов военнопленных в первую войну. Я взяла интервью у режиссера – Юрушбаев, выпускник факультета журналистики Кузанского университета,  работал на телевидении Саксонии и увлёкся идеей  снимать документальное кино. Свой первый фильм «Трасса» он снял в 2002 о строительстве газопровода «Уренгой – Помары –Ужгород». С тех пор он снял 26 фильмов.

Второй фильм в этот день был «Билет в одну сторону» Надежды Семёновой из Москвы. Повествование о заброшенной деревне , где живёт мать с сыном инвалидом. Сын умеет все чему его научила мать и ещё он художник. В судьбе персонажа есть перекличка с героем фильма Вилюры Исяндавлетовой «Ещё вьётся над крышей дымок» , который всю жизнь прожил в родной деревне, не смог и захотел её покинуть во время ликвидации бесперспективных деревень в 60-е годы.  Оба фильма и Семёновой и Исяндавлетовой получили приз кинофестиваля « За лучшего героя документального фильма».

Очаровательный и наимузыкальнейший фильм Пабло Массипа Гинеста «Моё имя Куба». На Кубе снимается немного фильмов – всего 7-10 фильмов в год  сказал режиссёр Пабло Массип перед началом показа. Люди разного возраста и юные и зрелые, и  очень старые в фильме отвечали на вопрос: что такое любовь, семья, родина, героизм. В основном это были музыканты, певцы и композиторы. Меня покорила афористичность мышления этих людей. «Родина это не пьедестал, родина это алтарь». Между вопросами были песни об этом  важном  о любви , о маме, о подвиге. Процесс репетиций хора, или записи в студии, или уличное выступление. Изумительная музыка и бесконечная поэзия формулировок, точно каждый ответ это кусочек будущей песни. Пожалуй, именно этот фильм можно назвать национальным. Это зеркало, в котором видно особинку кубинцев как нации, и даже когда люди рассуждают об актуальном для них событии – о томящихся в американских застенках кубинских борцах, лично меня не раздражала,  ведь и эти люди часть нации и приятие их подвига соотечественниками –  это тоже часть того национального духа,  чьё имя Куба.

Другой колоритнейший фильм следом был болгарский «Хлеба и зрелищ» режиссёра Георги-Джеки Стоева. Я бы даже назвала его не документальным, а художественным. Просто отличный художественный фильм, только там не актеры в выдуманных обстоятельствах, а обычные люди в своей обычной жизни – бедняки в трущобах цыганского гетто. Уникальный главный герой Боб развозит хлеб и создал своё районное телевидение. Фильм снимался год и на премьере на открытой площади гетто было 12 тысяч цыган. Вот такая лоскутная симфония. Представлял фильм  сценарист Христо-Чарли  Илиев. Уже 50 лет полвека три болгарских товарища Джеки, Джони и Чарли снимают фильмы, за это время они сняли просто нереальное количество фильмов и получили призы на 80 кинофестивалях. Наш кинофестиваль  «Акбузат» отдал этому в высшей степени художественному документальному фильму  приз «За вклад в развитие документального кино».

Фильм, который залит слезами «Беслан. Память» режиссёр Вадим Цаликов. Фильм не ставит вопросов, но они всё равно возникают потом. Как могло это случится , что делать  чтобы не возникали такие трагические ситуации, и где эта дыра в ноосфере что под её излучением рождаются в нашей жизни у обычных женщин кадавры и монстры, способные учинить такое.  1 лет прошло…Учебный год в Беслане начинается 5 сентября…  А выпускники приходят на могилы одноклассников и повязывают на памятники ленточку выпускника.

«Переваливший через века народ» режиссёра Марсбека  Бузурманкулов один из четырёх фильмов привезённых киргизской делегацией. И единственный из них оставшийся без приза. Но впечатление производит грандиозное и историей одного из киргизских родов отделившегося сотню лет назад и потерянного  с  тех пор в горах Афганистана. Люди живут там на высоте в 4000 километров  в состоянии средневековья. Впечатление производит и труд автора добраться до этих высокогорий невероятно трудно . Девять дней на машине ,три  дня пешком, и не просто пешком , а по альпинистски  и всё пришлось буквально тащить на себе . Красота картинки невероятная , девушки в алых платьях, как маки на картинах импрессионистов.И национальные костюмы и животные,и пейзажи и лица  невероятны. Машина времени в действии. Зрители заброшены в другую эпоху, где девочки не ходят в школу, зато никаких нет на них джинсов, мальчики в школе учат наизусть строчки на чужом языке и даже не знают о чём эти строчки. Взрослые не могут и не умеют и не знают многого  привычного нам – писать и читать, например. Контейнер с медицинской помощью присланный когда-то  остался невостребованной рухлядью с нетронутыми лекарствами и медицинскими средствами, нет никого кто мог бы понять как это используется. А красота и простодушие по контрасту ошеломляют. Сильнейший этнографический материал. И  мужественный подвиг режиссёра , который поехал в экспедицию на свои средства. Узнал о этих потерянных среди гор , загорелся , и преодолел невероятное число трудностей не зря. Окно в минувшую цивилизацию удалось открыть Марсбеку Курманкулову своим  фильмом.

Следующий день конкурсного показа документального кино открывал фильм Ильдара Матурова «Туфан есть Туфан». Вот этот фильм есть вариант того как не надо снимать документальное кино. В конкурсную программу он попал вероятно благодаря политике добрососедских и братских отношений с  соседним Татарстаном. Благодаря этой же политике этому никчёмному образцу нудного телемыла дали приз. Хотя о таком  монстре , как татарский драматург Туфан можно было снять очень интересно. Но режиссер пошел по стандартному сценарию о заслуженных строителях, железнодорожниках и сталеварах. А ведь Туфан монстр, это Гоцци и Гольдони татарского театра, невероятно плодовитый он засеял татарскую сцену специфичным образцом деревенской комедии, где маски амплуа  определены и жестки , почти как в комедии дель’арте. И настолько плотно Туфан ( и его драматургические приёмы) оккупировал сцену, что не проросли на ней татарские Вампиловы и Беккеты, а может и быть их не могло в силу особенности национального татарского менталитета. Этого ничего в фильме о драматурге нет, мало того там нет  и самого духа его колоритного театра, один крошечный кусочек  спектакля и одинокий актер рассказавший о работе над ролью. Какие то соседи, земляки рассказывают  то, что Туфан сажал каждый год  сам картошку, морковку и свеклу.  Он что почетный огородник? А где плоды трудов драматурга, если фильм о драматурге. Этот фильм проиллюстрировал важность сценарной основы, без которой 6 часов прижизненных съёмок героя никакого действия и мысли к скуке в зрительном зале не смогли добавить.

А вот режиссёр  Игорь Янчёглов в своей этнографической зарисовке «Юрта» о быте современных монгольских скотоводов смог обойтись и без сценария и без осмысленных приемов монтажа. Члены жюри решили, что всего этого не нужно, и присудили «Юрте» приз как лучшей режиссерской работе документального кино. Игорь и сам был ошарашен таким  парадоксальным решением жюри, ибо прекрасно осознавал и со сцены озвучил, что режиссерской работы в его картине не было от слова вообще. С другой стороны есть картина длящаяся 54 минуты, в ней кадры с монгольскими детишками (часть фильма под названием «Каникулы», козленок и дойка коз (часть фильма под названием «Плут»), монгольская свадьба и дорога в степи. И в списке фильмов напечатано, что режиссёр Янчёглов, а страна  Россия, Москва. А на экране не мегаполис и русые косы, а Монголия … Парадоксы, как мы знаем из классики друзья гениев.

Но вот на  этнографические зарисовки Айнура Аскарова «Горький мёд», несмотря на изумительные виды, древность промысла, родовые тамги на деревьях и очень внятный киноязык парадоксальность мышления киномэтров не распространилась..

Фильм «Граница» снял режиссёр Мазин Махди Шерабеяни, курд из Ирака. Фильм очень нудный длинный и показательный , из него косвенно можно уразуметь почему  нет такого государства Курдистан. Огромное количество людей, времени и техники и денег из немецкого фонда задействовано лишь для того чтобы очень скучно и неинтересно пожаловаться как тяжело и плохо снимать кино в Курдистане. Там нет актрис – ужасно, так и хочется спросит каждого ноющего курда: «А почему ты не привел дочь, мать, жену , сестру, племянницу на съёмочную площадку? Ведь женщины опасаются быт актрисами именно из-за отсутствия поддержки. И именно в тех семьях, где мужчины сами увлечены съёмками кино может быть понимание и поддержка.  Так нет, в своих семьях не ищут, они жалуются и выписывают актрису из другой страны. Они жалуются, что у них два генератора ломаются по очереди, которые привезли на машинах. А как же киргизский режиссер Марсбек Бузурманкулов снимал без генераторов  там, где никакие машины не проедут, и даже лошади не пройдут. Курды просто живут в съёмочных технологиях прошлого века и цивилизационных понятиях позапрошлого века , и к  блестящему фильму их не приведёт никакое количество грантов. Есть пословица «пока ты только плачешь и просишь – ты  ребенок, когда ты делаешь и отдаешь  –  взрослый» Дети не создают государство. Государство создают взрослые.

И взрослые снимают хорошее , современное кино, какой бы маленькой и бедной не была их страна .И очень сильный фильм «Тринадцатый» киргизского режиссера Тыная Ибрагимова подтверждает эту мысль и пословицу. Тынай Ибрагимов работает уже много лет на «Киргизтелефильме», в кино пришел ассистентом оператора около 40 лет назад. Это не первый фестиваль для этого фильма, в Екатеринбурге он получил первое место, в Самаре приз  назывался «Здесь и сейчас». Сюжет родился из съёмок районных скачек, их в Киргизии называют байга и проводят по праздникам. Мальчик в майке под номером 13 неоднократно участвует в скачках, выигрывает. Дом и семья с 5 детьми, папа и старший сын увлечены лошадьми, мама мудрая и всё стоически переносящая, младший сын прирождённый брейкер, отлично танцует , дочь вся в современной технике, её жизнь внутри гаджетов. Режиссер признался, что даже не мог решить про кого из членов семьи сделать фильм.  Настолько все были интересны. А фильм получился о дружбе мальчика и лошади. Лошади – они умные, они все помнят, на предыдущей скачке пришел вторым, и очень  хотел победить не только маленький хозяин, но и конь. Он победил, пересек первым финишную черту и упал замертво. Отдал за победу всё  и свою лошадиную молодую жизнь. Зрители плакали в зале вместе с мальчиком в майке под номером 13 на экране. Тынай Ибрагимов получил приз «За лучший сценарий в документальном фильме».

После четкого и стремительного «Тринадцатого» смотреть красивый, но безмерно растянутый «Машти Исмаэль» режиссёра  Махди Заманпура из Ирана было настолько некомфортно.  О жизни старика крестьянина: видовые картинки – сажает в поле, пьёт чай – 60 минут понимания о том,  что понятия завязка, фабула, сюжет, кульминация и развязка отсутствуют  в эдемском саду бесконечного времени иранских режиссеров и иранских зрителей.

Тем поразительнее оказалась  эпическая, практически библейская насыщенность  документального фильма Татьяны Скабард «Вечный странник». Фильм о судьбе художника Шавката Абусаламова. Фильм о диалоге художника с подсознанием и мирозданием. Рассуждение и осмысление нашей страны, нашей непростой истории и сегодняшней действительности. «Вечный странник» получил Гран-при фестиваля. Это было практически единственное решение жюри в искренности, которого я не сомневаюсь. Фильм захватывающий.  Режиссёр Татьяна Скабард начинала на киевской студии научно-популярных фильмов, когда то очень известной своими сильными фильмами. Герой фильма Шавкат Абдусаламов работал художником-постановщиком у Тарковского  и у Элема Климова в «Агонии», сам снял фильм «Сукровица», написал роман «Единорог». И он рисует удивительные мистические волшебные картины. И пространство «Вечного странника» погружает нас в мир художника не только эстетически, но и в мир переживаний и тревог, и поисков бога.

Документальный фильм «Вечный странник» получил Гран-при .  Может быт ь потому что искать бога – это неотъемлемая часть искусства.

Комментирование закрыто.

2 комментария(ев) к “ Обзор конкурсной программы документальных фильмов на фестивале “Акбузат” ”

  1. Link:

    Кинопоказы начнутся уже в День открытия программы Дней Северных стран – 4 апреля, где будет представлена подборка самых ярких фильмов – представителей всех стран-участниц фестиваля.

  2. Самым первым в фестивальной программе был продемонстрирован советский документальный фильм «Берлин» режиссёра Юлия Райзмана .